Понтийские греки переселились в Цалку после Русско-турецкой войны 1828-1829 гг, которая началась 14 июня 1828 года, вторжением русской армии в Османскую Империю и захватом городов Гюмюшхане, Эрзурум, Байбурт, Карс. Война завершилась очень скоро Адрианопольским мирным договором (1829), который предусматривал отступление русских войск из захваченных ими городов. Именно тогда многие местные христиане этих областей, греки и армяне, последовали за отступающей русской армией и поселились в Цалке, а также и в некоторых других районах Кавказа.
До их переселения из Османской Империи, понтийцы жившие в вилайете Эрзурума и его городов – Байбурте и Карсе, говорили по турецки, или точнее на одном из анатолийских диалектах турецкого языка. Тюркофония была навязана христианским населениям в нескольких регионах Малой Азии и Балканского полуострова, в рамке попыток постепенной ассимиляции и тюркификации, и как правило сопровождалась притеснениями религиозных свобод. В народе сохранились истории о вырезании языков тех, кто разговаривал по-гречески и о вынудидельной дилеме выбора сохранения или языка или христианской веры.
Поскольку понтийцы Гюмюшханы и эрзерумского вилайета встретили русскую армию как освободителя от османского ига и всячески помогали ей, по завершению войны они оказались под опасностью османского возмездия. Греки предъявили прошение генералу Паскевичу-Эриванскомоу (1782-1856), и он ходатайствовал за них царскому правительству, которое согласилось поселить их на Кавказе. Их переселение происходило постепенно, волнами беженцев передвигающихся пешком и подвергающихся нападениям и грабежу со стороны курдских группировок. Российские войска пытались всячески защищать беженцев по пути и небезуспешно. Помимо курдских нападении, людей мучал голод и эпидемии, из-за которых не всем удалось дойти до нового места обоснования.
Условия жизни в Цалке были чрезвычайно тяжелыми, хотя государство предоставляло новоприбывшим налоговые льготы на первые шесть лет. Земля не давала плодов. Эпидемии не прекращались и детская смертность была особенно высока. Средняя продолжительность жизни населения была низкой, около 50 лет. Особенно в 1836 году была отмечена самая высокая смертность, когда из 776 семей погибли 226. Люди постоянно просили властей переселить их в другие части Грузии, где земледелие было более эффективно. Государство не допускало этого, потому что ему было стратегически важно существование христианских населений, традиционно враждебных турецкому фактору, на границе с Османской Империей как оплот против турецкой экспансии.
Духовное положение соответствовало житейским проблемам, поскольку характерной чертой сельских жителей была почти всеобщая неграмотность. Существовали всего три школы, и немногие из тех кто мог себе это позволить, отправляли своих детей в русские школы других соседних районов.
Стоит отметить, что до начала XX века в Цалке не прекращался постоянный приток беженцев следующих за русскими войсками и в последующие Русско-турецкие войны. При этом еще с конца XIX столетия понтийцы Цалки, как и всего Кавказа, постоянно просились эмигрировать в Грецию. Первые такие попытки были предприняты в 1894 году.
В последующие годы началась Первая мировая война (1914-1918), во время которой цалкинцы вступали в русскую армию и отличились в боях за захват Восточного Понта. Конец войны совпал с Октябрьской революцией (1917 г.), которая привела к подъему коммунизма и очередному отступлению русских войск из завоёванных ими земель.
Спартакос Танасидис